Автор: Babysite Рубрика: Педагогика
Самое главное правило:
наказание не должно приносить вред ни физическому, ни психическому здоровью ребенка.
Если вы сомневаетесь наказывать или не наказывать, то не наказывайте.
- За один раз – одно наказание. Даже если ребенок совершил сразу множество проступков, наказание может быть суровым, но только одно за все проступки сразу, а не за каждый в отдельности.
- Никогда не наказывайте лишением ребенка любви, заслуженной похвалы и награды. Не отнимайте у него подаренного вами или кем бы то ни было.
- Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. О старых грехах ни слова. Не мешайте начать жизнь с начала.
- Не унижайте ребенка. Если он считает, что мы не справедливы, наказание только озлобит его.
- Не наказывать работой. Такие наказания способны привить отвращение к труду, а в больших дозах – и к жизни.
- Не сравнивайте ребенка с кем-то другим. Такие сравнения формируют негативизм, эгоизм и зависть.
Не наказывайте и не ругайте ребенка:
- Когда он болен, испытывает какие либо недомогания или еще не совсем оправился после болезни – психика особо уязвима, реакции непредсказуемы.
- Когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
- Сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, пусть даже в этой неудаче виноват он сам) – нужно переждать пока утихнет острая боль.
- Когда не справляется: со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, прилагая при этом искренние старания, кода проявляет неспособность, неловкость, неопытность – во всех случаях, когда что-либо не получается.
- Когда внутренние мотивы проступка нам непонятны.
- Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены, или раздражены по каким-то своим причинам. В этом случае гнев всегда лжет.
- Ругая или наказывая ребенка, делайте это только за его поступки. Не говорите: “ты плохой”, а “ты сделал плохо”. Не “ты жестокий”, а “ты поступил жестоко”.
Можно ли заменить наказание и чем?
Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, справедливо задать вопрос: чем можно заменить его?
- ТЕРПЕНИЕМ. Это самое ценное качество, которое могут иметь родители.
- ОБЪЯСНЕНИЕМ. Объясните ребенку, почему он ведет себя неправильно, но только кратко. Ничего нет более вредного, чем длинные нотации провинившемуся ребенку.
- ОТВЛЕЧЕНИЕМ. Предложите своему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он хочет сейчас.
- НЕТОРОПЛИВОСТЬЮ. Не наказывайте ребенка после первого же проступка – подождите, пока этот поступок повторится.
- НАГРАДАМИ. Они всегда более эффективны, чем наказания. Если ребенок сделал хоть что-то хорошее или просто не сделал ничего плохого – хвалите его и, со временем, у него станет меньше плохих поступков.
По материалам сайта http://www.sch1173.edusite.ru/