Первый раз в первый класс…

Поступление ребёнка в школу — это принципиально новый этап его жизни. Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей: именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка, а также при отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.

Именно в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебой. Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического развития, потому что в течение этого периода у ребенка формируется произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования.

Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к учебной деятельности. В большей степени это относится к так называемым гиперактивным детям. Им никак не усидеть за партой. Они расторможенны, неумеренны в движениях, иногда вскакивают с места, отвлекаются, громко говорят. Такие дети не всегда ощущают дистанцию между собой и педагогом. Среди них много драчунов, легко возбуждающихся и даже агрессивных по отношению к одноклассникам. Осуждать и наказывать гиперактивных детей бесполезно, они нуждаются в помощи психолога.

Есть дети с иной проблемой, связанной с нервной системой. Они также не способны высидеть весь урок, уже через четверть часа теряют интерес к занятию, смотрят в окно, отвлекаются, у них быстро наступает утомление. Внимательный учитель предложит такому ребенку индивидуальный график работы. К сожалению, не все учителя быстро реагируют на подобное поведение школьников. В силу своей занятости, желания сделать на уроке как можно больше, они увеличивают темпы работы и не замечают «отстающих». В этом случае весьма полезно корректное вмешательство родителей, которые лучше знают своего ребенка, его особенности и в частной беседе могут подсказать учителю выход из создавшейся ситуации.

Многие первоклассники берут с собой в школу игрушки. Родителям не стоит запрещать им это. Надо лишь объяснить, что играть можно только на перемене. Беря с собой в школу любимую игрушку, ребенок чувствует себя защищенным. Особенно важно чувство защищенности для робких, тревожных и застенчивых детей. Они с трудом включаются в игры, не могут сблизиться с одноклассниками.

Начальный период обучения, как правило, труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна, снижение аппетита. Могут возникнуть трудности психологического характера: страх, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.

Это связано с возрастными кризисами ребенка: они практически неизбежны для каждого ребенка и приурочены к определенным возрастным периодам. Наиболее важные кризисы происходят в промежутки от двух до четырех, от семи до девяти и от двенадцати до шестнадцати лет. В эти периоды происходят существенные изменения в организме: быстрая прибавка в росте, изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Это приводит к появлению необычных внутренних ощущений: повышенная утомляемость, раздражительность, перепады настроения. Иногда при этом даже практически здоровые дети начинают болеть, проявляют излишнюю ранимость. Происходят изменения в характере (упрямство, непокорность), неадекватная самооценка. Наступает сложный период в жизни ребенка.

Родителям нужно понимать и замечать изменения в поведении ребенка, определять, какие действия предпринимать, чтобы избежать конфликтов с ним.

Родителям и педагогам следует запастись терпением. Чем меньше негативных эмоций они будут проявлять, реагируя на кризисные проявления ребенка, тем больше вероятность, что все эти проблемы останутся в данном возрастном периоде.

Поступление в школу — это серьезный шаг от беззаботного детства к возрасту, наполненному чувством ответственности.

Адаптация к школе — многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Все составляющие взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и выполнять школьные правила.

Знания, которые получают школьники на уроках в первом классе, большей частью усвоены еще в детском саду. В то же время, первое полугодие в школе самое трудное. Дело в том, что в дошкольный период знания усваиваются большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычных для детей видах деятельности. В процессе же школьного обучения главное — научить детей осознавать учебную задачу.

Даже высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения. Необходимо, чтобы был высокий общий уровень развития ребенка и развиты ведущие качества личности.

Как правило, о трудностях адаптации говорят такие изменения в поведении: чрезмерное возбуждение, агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.

При легкой адаптации дети в течении двух месяцев вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности, как правило, преодолеваются.

При более длительном периоде адаптации дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Они могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. У этих детей адаптация заканчивается к концу первого полугодия.

И у отдельных детей адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. На таких детей чаще всего жалуются учителя, что они «мешают» работать в классе.

У некоторых детей полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.

Нужно помочь ребенку принять «позицию школьника»: ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, какие в школе правила, для чего они нужны. Можно поиграть дома с первоклассником в школу, существующую только по правилам, которые нравятся ему самому, или совсем без правил.

Педагогический диагноз школьной дезадаптации обычно ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений.

Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и влияют на все сферы деятельности ребенка в школе. Иногда выражение реакции тревожности сопровождается тиками, заиканием, а также учащением соматических заболеваний (головная боль, тошнота, ощущение усталости и т. п.).

Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия.

Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка -рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший — плохой. Эту оценку «себя» ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди. В этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование как чувство социальной и психологической компетентности или при неблагоприятных условиях — социальной и психологической неполноценности.

Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет и помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости и консультации психологов.

Родители должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей.

Дети, имеющие постоянные сложности со здоровьем, в школе часто быстрее утомляются, работоспособность их снижена, учебная нагрузка может оказаться слишком тяжелой.

Такие дети нуждаются в особом внимании взрослых. Нужно, по возможности, снизить для них психологическую нагрузку. Для этого вторую половину дня им лучше провести дома, а не на продленке, причем желательно обеспечить им дневной сон. Ослабленные дети нуждаются в ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне. Также нужно помнить о необходимости психологической поддержки: ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.

Обычно трудности в процессе общения с коллективом возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для них часто становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им. Родители могут столкнутся с нежеланием детей ходить в школу, с жалобами, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего покажите ребенку, что вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности.

Практически все дети, поступая в школу, очень хотят соответствовать её требованиям, быть хорошими учениками. Практически у всех первоклашек в первые две-три недели высокая мотивация к обучению. Очень важно поддержать ребёнка на самом старте обучения, создать ситуацию успеха, помочь преодолеть первые страхи неудачи в школе.

Новое окружение, новые требования на первых порах делают ребёнка беззащитным и легкоуязвимым. В классе он может ощущать себя одиноко наедине со всеми трудностями, которые сваливаются на него в школе после уютного мира детского сада, и особенно трудно тем, кто в детский сад не ходил. Поэтому важно, чтобы первые несколько месяцев близкие помогли ребенку с объяснением правил поведения в школе, разбирали с ним различные школьные ситуации, приучили бы к новому режиму дня, поясняли, как ведутся тетради и пр. Важно, чтобы ребёнок понял, что ошибка — это не преступление, за которым обязательно последует наказание, что ошибка — это нормальное явление в учёбе, для того учёба и существует, чтобы не совершать ошибки потом.

У многих ребят через месяц наступает эмоциональный спад: надоедает рано вставать, сидеть на уроках и т.п. Здесь взрослые должны проявить максимальную изобретательность, чтобы поддержать мотивацию к обучению. Первые трудности учат ребёнка учиться. Важно спокойно и уверенно их преодолевать вместе с ребёнком. В этот период очень важную роль начинает играть учитель. Ребёнок его копирует, подражает ему, ссылается на него к месту или нет. Таким кумиром учитель зачастую остаётся до 3-4 класса. К этому нужно относиться спокойно, без ревности, т.к. такое поведение ребёнка вовсе не означает, что родители для него стали отходить на второй план, просто в этот период времени ребёнок вступает в следующий психологический период жизни и меняет социальную роль.

Сам процесс обучения может доставить радость школьнику. Нужно научить ребёнка сравнивать то, чему он научился, с тем, что он умел делать какое-то время назад. Лучше сохранить его старые тетради, а потом обсудить, чего он достиг за это время. Если такую привычку удастся выработать, что школьник всегда будет стремиться к новым достижениям, т.к. он будет видеть реальные свои достижения. А способность эмоционально переживать сам факт успешно выполненной работы повышает уверенность в своих силах. Если ребёнок чувствует помощь и поддержку дома, то к концу первого учебного года у него должно сформироваться ответственное отношение к учёбе, пунктуальность, обязательность, познавательный интерес. Только после этого с ребёнка можно требовать выполнения тех или иных правил.

Главная причина школьной дезадаптации связана с характером семейного воспитания. Наиболее трудно детям, которые в семье не чувствуют переживание «мы». Другая причина в том, что трудности в учёбе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним и их учёбе учителей и взрослых дома. Отношение к учителю зачастую складывается на основе отношения родителей, об этом также необходимо помнить.

Возникшая в начальной школе дезадаптация не исчезает с возрастом, а превращается в комплексы, которые впоследствии формируются в черты характера, которые считаются асоциальными. Своевременное их преодоление требует активного взаимодействия школы, родителей и ребёнка.

Ни в коем случае не сравнивайте результаты ребенка с эталоном, то есть с требованиями школьной программы или с достижениями других учеников. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем — 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Соблюдение правил безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в которой ребенок может быть реализует себя и с поддержанием ценности этой деятельности. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспешностью: в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т.д., — его ни в коем случае нельзя обвинять за неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.

Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают безусловно, не за что-то, а вопреки всему. Не показывайте ребенку свою озабоченность его школьными успехами.

Искренне интересуйтесь школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п. Подчеркивайте в качестве значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогая тем самым обрести веру в себя.

Это поможет снижению тревоги, а так как ребенок на уроках все же работает, то у него накапливаются некоторые достижения. Благодаря этому можно предупредить самый отрицательный результат — неприятие, отвержение школы, которая в подростковом возрасте может перейти в асоциальное поведение.

Нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих школьных неудачах, ему надо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутверждаться. А это впоследствии скажется и на школьных делах. Чем больше родители фиксируют ребенка на школе, тем это хуже для его школьных успехов, тем хуже для его личности.

Поделиться с друзьями
СуперПочемучки