Сайт обновлён:

Лицензия Суперпочемучки

для увеличения изображения кликните на картинку

Движение - основа умственного развития ребёнка


Подвижность и интеллект тесно связаны, и особенно эта связь важна в раннем детстве. У человека потребность двигаться стоит на втором месте после потребности дышать.

У нас почему-то все сводится к следующему: напоить, накормить, перепеленать, уложить спать по часам и т.д. А про физическое развитие забывают! Забывают не только мамы и папы, но и врачи.

Когда неврологи проверяют пациента на нормальность, он тестируется на наличие:

1 - двигательных навыков (ходьба);

2 - языковых (разговор);

3 - мануальных (письмо);

4 - визуальных (чтение и наблюдение);

5 - слуховых (прослушивание и понимание);

6 - тактильных (ощущение и понимание).

Чем лучше развиты эти навыки, тем больше успехов в школе. Чем раньше ребенок начал двигаться, тем быстрее будем расти и развиваться его мозг, позволяя перейти к следующей, более высокой стадии.

Широко известный отец-педагог Никитин в своей книге вспоминает формулу древних греков: «Если хочешь быть здоровым - бегай, если хочешь быть умным - бегай, если хочешь быть красивым - бегай».

То есть с первых дней включать в работу все отпущенные малышу рефлексы. Я не случайно упомянула о Никитине, так как в нашей стране, в мире уже накоплен значительный опыт по развитию ранней двигательной активности детей, по, их оздоровлению с первых дней жизни.

У каждого есть своя изюминка, но основа у всех единая, и хотелось бы чтобы их опыт и ваша любовь, забота помогли крохе стать здоровым и сильным. Основная задача родителей - развивать двигательную активность ребенка: учить его:

1 - не сидеть, а садиться;

2 - не стоять, а вставать самому, держась за опору;

3 - тянуться и брать предмет, а не ждать, когда его подадут взрослые.

Рекомендуется вырабатывать у малыша движения в следующем порядке:

1 - удерживание головы;

2 - способность брать и удерживать предмет,

3 - поворачиваться со спины на живот и обратно;

4 - ползать, сидеть, вставать, ходить, бегать.

Этого же порядка придерживается основоположник американского метода развития шагового рефлекса Глен Доман. При использовании его системы ребенок должен саматоятельно пойти в 6-8 месяцев.

Основные формы занятий с малышами до года - массаж и гимнастика; старше года - 1 - ежедневная утренняя зарядка; 2 - индивидуальные вечерние занятия 2-3 раза в неделю; 3 - ежедневные закаливающие процедуры.

О массаже до года вам расскажет доктор. Очень важно, чтобы родители были готовы к выполнению водной процедуры, понимали ее полезность и важность для здоровья ребенка.

Процедуры выполняются следующим образом:

1 - Большой струёй холодной воды льют из ковша или другой удобной посуды на головку ребенка. При этом у младенца срабатывает механизм рефлекторной задержки дыхания, от рождения заложенный в генной памяти.

2 - Затем сильной струёй обливают спинку ребенка и животик.

3 - После этого вспрыскивают слегка холодной водой на нос ребенка, снова включается механизм задержки дыхания.

Это приводит к выработке дополнительного количества углекислоты в крови, что активизирует работу дыхательного центра. После подобной процедуры механизм задержки дыхания младенца начинает работать в более правильном режиме, ребенок не «раздышивается» чрезмерно, ритм дыхания становится реже, организм учится более полнее использовать кислород крови..

Обычаи холодового воздействия на новорожденного существовали в разных культурах, это не является нашим изобретением, но лишь возрождением забытых традиций.

Так, например, у народов Севера новорожденных выносили на снег. На Руси крещение или опускание в водную купель чаще проводилось холодной водой. Причем крещенные теплой водой чаще умирали, чем те, кого опускали в холодную воду.

Содержание младенца в жидкостной среде также имеет корни в обычаях народов мира. Так, например, казахи помещали слабых новорожденных в курдюк с кислым молоком, известного полководца Суворова, родившегося очень слабым, выходили в тесте.

Жидкостное содержание полезно тем, что обеспечивает младенцу возможность активного движения с первых моментов жизни, так как в условиях гидроневесомости ребенок не тратит свой еще небольшой резерв сил на борьбу с силами гравитации , а направляет его на развитие организма.

Таким образом, адаптация к иной среде обитания идет мягче, без стрессов, что благоприятно для психики.. Кроме того, при погружении в воду для младенца облегчается процесс дыхания. Когда легкие начинают выполнять новую для них функцию, а мышцы диафрагмы не развиты, первые вдохи достаются младенцу с большим трудом и болью. Поэтому младенцы обычно кричат при первых вдохах.

При водном же содержании ребенок не кричит, а норой даже улыбается, что говорит о том, что ему приятно. Описываемые приемы работы ни в коей мере не являются инструкцией, не терпящей отклонений. Напротив, это лишь программа для творческой деятельности родителей, ибо никто лучше них не сможет чувствовать и понимать ребенка.

Не следует начинать работы без консультации опытного методиста, имеющего большой положительный опыт подобной работы с детьми. Как показывает опыт, лучшие методисты получаются из родителей, опробывавших предложенные рекомендации на своих детях.

В этом плане КПД семейных клубов на порядоквыше любых научно-медицинских учреждений. Таков парадокс: заинтересованные любители оказываются способнее, чем профессионалы. Обучение затаиванию дыхания под водой хорошо начинать , когда ребенок еще находится в утробе матери.

Мы рекомендуем беременной женщине больше плавать и нырять. Это полезно как ей самой, так как снимает болевые ощущения при схватках, так и плоду, ибо у него укрепляется механизм гинодинамики сосудов и задержки дыхания, чтоОчень интересную форму привлечения ребят в возрасте от 1,5 лет и старше к физкультурным занятиям разработала чешский педагог Яна Бердыхова.

Ее система упражнений, принятая во многих семьях Чехии, называется «Родители и дети». Опробована она уже много-много раз, начиная с 60-х гг. В физкультурном обществе «Славия». Это совместные парные упражнения родителей с детьми под руководством специально подготовленных тренеров.

Занимаясь с малышом, взрослый выполняет упражнения и сам, пользуясь ребенком как своего рода «спортивным снарядом», а малыш использует родителя как «приспособление» для лазания, висов, переворотов, перепрыгиваний и т.д.

Она делит упражнения на несколько групп:

1 - правильная осанка;

2 - акробатика;

3 - подвижные игры;

4 - упражнения с предметами и снарядами на свежем воздухе и в помещении;

5 - музыкальные ритмические упражнения (танцы).

Закаливание является основой системы Никитиных. Закаленные дети легко переносят холод и жару, менее подвержены простудным заболеваниям, не болеют рахитом, они подвижны и жизнерадостны. Основное правило закаливания - не кутать малыша, обеспечить ему возможность большую часть времени проводить на свежем воздухе.

Одно из эффективных средств закаливания (по Никитиным) - воздушные ванны. Это мягкое, но довольно существенное закаливающее средство, оно приводит к сокращению сосудов кожи и уменьшению теплоотдачи. Так малыш учится сохранять тепло организма.

Каким путем это сделали Никитины? Просто разрешили им ходить в трусиках и босиком (стр.73). Результат закаливания у годовалого ребенка держится всего-навсего 5-7 дней. То есть, если вы через 5 дней начнете кутать, - «все к черту,» - говорит Никитин.

Профессор Аршавский вывел один закон: «Адаптивные возможности (т.е, способность приспособления) ребенка самые высокие во время новорожденности». Новорожденного, например, можно 3 раза окунуть в прорубь - такое купание в ледяной воде ему не страшно (крещение в холодной воде). Сделав же это через месяц, ребенка можно отправить на тот свет: адаптивные возможности уже значительно снизились.

Ну а если возможности первой недели и первого месяца упущены? Конечно же, можно что-то делать и позже, но это во много крат сложнее. Опыт Никитиных и их последователей - инженеров Скрипалевых, режиссера Бурляева и актрисы Н.Бондарчук - подтверждают, что хорошие результаты возможны.

В систему закаливания и оздоровления входит и плавание. Оно вызывает наибольшие споры. Но Никитины сожалеют о том, что не научили своих малышей плавать в самом раннем возрасте, так как просто не знали об этом. Занятия в «Берегине» дают вам возможность не только узнать об этом методе, но и научиться ему. Оля Скрипалева начала плавать с 2-х месяцев, Ваня Бурляев-Бондарчук - с 9-ти дней.

У Веты Чарковской (дочери основоположника системы раннего плавания в России) была глубокая физиологическая незрелость. Она была недоношенной, вес ее был ниже всяких допустимых границ - 1600 граммов. Она покидала ванну только для сна и гуляния. А в 3 месяца она не только сравнялась в развитии со сверстниками, но и обогнала их. Ваня Бурляев к 6-ти месяцам проводил в воде уже 2 часа в день, а то и более - до пяти (не постоянно, а в течение дня).

Третье упражнение - проводка под душем с дальнейшим нырянием. Душ следует закрепить на уровне 10 см над уровнем воды. Так как напор и температура воды в душе может меняться, за этим необходимо следить. Можно осуществить это, регулируя температуру воды рукой. При этом ребенок учится задерживать дыхание на сигнал: вода в носоглотке.

По началу это вызывает у ребенка неприятное ощущение, но когда он обучается задерживать дыхание с попадание воды в носоглотку, неприятные ощущения проходят. Важно , чтобы родители знали и понимали эту особенность и не прекращали тренировок.

Когда ребенок выучивается задерживать дыхание под душем, можно совместить это с далнейшим нырянием в воду. Отработку навыков ныряния тоже следует совмещать с едой. При этом ребенок не будет переедать и научится каждый глоток пищи «зарабатывать» трудом.

Четвертое упражнение - ныряние за едой на дно ванны. При отработке этого упражнения соску с едой следует поместить на дно ванны (где обычно находится отверстие для стока воды). Можно стимулировать ныряние на дно , поместив туда яркие игрушки или другие интересные ребенку предметы. И в целом, родители должны продумать, как создать ребенку в ванной информационно-наполненную среду, так как кроме спортивно-оздоровителных целей важны и другие задачи, в том числе - расширение кругозора ребенка.

Во время тренировок родители должны вести дневник наблюдений. Можно предложить следующую форму чаписи: Подобный дневник наблюдений позволить видеть рост возможностей ребенка , динамику его развития. Сразу следует оговорить, что постоянной нормы нагрузок быть не может.

Оптимальный режим работы ребенка должны чувствовать родители, контролируя состояние ребенка. Причем не следует ожидать линейности в развитии, ибо всегда есть взлеты и падения активности организма. Родители же должны проявлягъ благоразумие и не форсировать возможности младенца, больше прислушиваться к его индивидуальности.

Предложенная система тренировок является сильнейшим очистительным средством, выводит из организма загрязненность, которая является средством загрязненности окружающей среды; лечит целый ряд заболеваний, связанных с нарушением обменных процессов в организме, аллергические проявления разного характера. Важно здесь и то, что лечение происходит без использования лекарственных препаратов, индустрия которых в двадцатом веке поработило человеческое сознание.

Человек должен научиться оздоровлению без лекарственных средств - это одно из проявлений культуры, и пропаганда знаний в этой области очень важна. У детей , рожденных в воде, или с раннего возраста научившихся плавать, полностью отсутствует страх перед водной стихией, Они могуг проплывать километры в свободных водоемах, не боясь глубины, нырять, задерживая дыхание на 2-3 минуты.

Еще раз надо подчеркнуть, что все процедуры должны выполняться или подготовленными родителями, или опытным методистом, так как психологическое состояние всех участников этих процедур передается и ребенку. Длительность всех упражнений зависит от состояния ребенка и опытности методиста.

Начать нужно с упражнения - проводки , или проведения ребенка вдоль ванны с окунанием в воду . существуют два типа проводки:

• без разворота головы;

• с разворотом головы и туловища, как при кроле.

Имеющим малый опыт работы с детьми начать следует с проводок без разворота головы. При этом над водой ребенку позволяется сделать только вдох. После вдоха ребенка сразу же опускают в воду, не давая закричать.

При этом упражнении тренируется навык задержки дыхания. Если ребенок большой, то он будет мешать работе, хватаясь за край ванны, поэтому ручки и ножки лучше укрепить на специальной раме-тренажере. Когда ребенок освоился в воде и начал ритмично задерживать дыхание, можно приступить к проводкам с разворотом головы и туловища. При этом угол поворота головы должен стремиться к 270 градусам относительно линии туловища (подборок ребенка на уровне линии противоподного бедра).

Выработка этого движения в воде очень важна, так как голова новорожденного составляет 1/5 всего веса, и в прямом положении стараясь сделать вдох, ребенок будет тонуть, захлебываясь. В положении же с разворотом этого происходить не будет, так как все тело , за исключением рта, находится в воде. Кроме того, это упражнение развивает гибкость позвоночника, что весьма ценно для здоровья.

Для отработки этого движения можно также использовать тренажер. Чтобы он не вызывал у ребенка негативной реакции, надо приучить ребенка есть в воде. Тогда отношение к воде будет мягче, не будет страха перед ней, как перед местом истязаний. Соску можно специальным образом укрепить в воде, удлиннив ее соединительной трубкой.

Второе упражнение - ныряние. Сигналом к затаиванию дыхания ребенком при нырянии может быть как слово «ныряем», так и легкое подбрасывание ребенка над водой (примерно на 3 см над уровнем воды). Что дает умение затавать дыхание? При затаивании дыхания у ребенка быстрее формируются структуры головного мозга, поэтому в 3-4 месяца такие дети начинают ходить, в 8 - говорить.

У них рано обнаруживаются спобности высокой эмоциональной чувствительности, отсутствует инстинкт агрессивности. Все это не является форсированием возможностей новорожденного, но лишь нормально реализует заложенные от рождения, но к сожалению быстро угасающие при отсутствии поддержки и тренировки рефлексы человеческого организма.

От рождения в генной памяти человека записано 29 рефлекторных способностей! Мы же часто развиваем лишь один - сосательный, а следствием этого является то, что к 1 месяцу эти рефлекторные способности «свертываются» организмом.

В начале третьего тысячелетия пришло время пересмотреть привычные нормативы, сменять ориентиры, уводящие человека все дальше и дальше от заложенных в него природой «программ» по пути технократии, который неминуемо ведет к экологическому кризису.

Упражнения:

Висы за одну руку. Упражнение выполняется , как и предыдущее, но за одну руку.при этом ребенок учится держать свой вес на одной руке, укрепляются мышцы рук.

«Качели» или висы вниз головой. Взрослый держит обеими руками ребенка за своды стоп. Затем нежно приподнимая ребенка, дает ему возможность повисеть вниз головой. После этого слегка начинают покачивание, увеличивая амплитуду постепенно. Закончить упражнение, как только ребенку перестает нравиться. Возвращение в исходное положение производится не резко. Это упражнение укрепляет вестибулярный аппарат, тренирует мышцы ног и суставы, что является предохранениме от вывихов и растяжений.

«Тачка», или хождение на руках. Взрослый придерживает ноги ребенка, предоставив ему возможность опереться на руки и перемещать свое тело на руках. Упражнение укрепляет мышцы и суставы рук, упругость кистей.

«Мельница», или перехват поочередно: нога-рука-нога-рука. Взрослый берет ребенка одной рукой за ногу, другой - за руку, затем начинает перехват: нога-рука-рука-нога ребенка. Упражнение укрепляет вестибулярный аппарат, координационные способности, тренирует мышцы ног, бедра, плеча, предплечья.

«Столбик», или удержание ребенком собственного веса на ладони взрослого. Взрослый обхватывает одной рукой обе стопы ребенка. Затем поднимает его сначала головой вниз, покачивая, затем - переворачивает в вертикальное положение над собой на вытянутой руке головой вверх, так что ребенок, еще не умея ходить, учится держать собственный вес в вертикальном положении. Упражнение укрепляет мышцы спины, ног, развивает гибкость позвоночника.

«Маятник» (как и все упражнений, связанные с развитием брюшного пресса, начинать выполнять только с 3-месячного возраста). Взрослый держит ребенка за бедра, от себя лицом. Ребенку дают возможность наклониться вниз и выпрямиться. Выполняется столько раз, сколько приятно ребенку. Упражнение укрепляет мышцы бедра, спины, готовит ребенка к нырянию.

«Карусель», или кручение за рукой вокруг собственной осн. Взрослый берет одной рукой ребенка за кисть, обхватывая ладонью для подстраховки. Затем слегка вращает руку относительно руки взрослого. Упражнение укрепляет суставы и мышцы рук.

«Сальто». Взрослый предлагает ребенку ухватитьсяься за большие пальцы своих рук, лицом к себе. Затем взрослый приподнимает ребенка на руках и слегка подбрасывает, не выпуская рук ребенка из своих. Ребенок переворачивается вокруг рук взрослого и оказывается к нему спиной. После сальто можно повторить в обратную сторону.

Подбрасывания и переворот в воздухе. Ребенка держат обеими руками и горизонтальном положении. По сигналу: «полетели!» подбрасывают вверх так, чтобы ребенок в воздухе перевернулся. Затем обеими руками ловят ребенка. Следующим важным моментом закаливания младенца является обливание его целиком холодной водой . если ребенок отказывается обливаться холодной водой, не надо его заставлять, так как это может повлечь за собой нервный стресс. Здесь родители должны показать свою изобретательность и гибкость. Так, например, если ребенок любит плавать, можно заменить обливание плаванием в холодной воде (температура воды может понижаться по мере готовности ребенка от 23-25 градусов).

Лучше сопровождать водные процедуры игрой, чтобы это было эмоционально приятно ребенку. Напрмер, можно предложить ребенку сначала облить куклу , потом его самого. Лучше всего действует собственный пример родителей. Зимой можно ненадолго выйти с ребенком босиком на снег, что тоже желательно делать в игре, увлекающей ребенка. Самое главное, чтобы родители сами активно учавствовали в тех процедурах, которые они предлагают ребенку.

О пользе хождения босиком говорит Никитин. Оно предотвращает плоскостопие, делает кожу стопы плотнее и прочнее, а походку и бег легче и свободнее, то есть благоприятно сказывается на осанке ребенка координации его движений.

babylib.by.ru